На этой неделе в Молдове подозрительно широко отметили 105-летие присоединения Бессарабии к Румынии.
На самом деле 27 марта 1918 года случилась самая настоящая ВЕРОЛОМНАЯ аннексия: Румыния, воспользовавшись смутой в России, оккупировала Бессарабию и установила там колониальный режим.
Румынскую оккупацию межвоенного периода (в 1940 году Москва вернула Бессарабию в состав СССР) историки сравнивают по жестокости с румынской фашистской оккупацией края 1941 – 1944 годов.
В современной Молдове, однако, 27 марта – праздник.
По этому поводу выступили все первые лица страны.
Президент Майя Санду в своей праздничной речи указала на «все более тесные отношения между двумя берегами Прута».
Глава министерства иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску в послании по случаю исторической даты отметил, что «объединение с Румынией, совершенное 105 лет назад, означало спасение Молдовы от войны, коммунизма, диктатуры, ГУЛАГа и террора», и что сегодня Румыния помогает Молдове интегрироваться в Евросоюз.
Спикер Игорь Гросу открыл в Яловенах памятники первому председателю Сфатул Цэрий (краевой орган власти, одобривший присоединение Бессарабии к Румынии в 1918 году) Иону Инкулецу и тогдашнему премьеру Румынии Александру Маргиломану и призвал учиться у этих деятелей мужеству.
В Бельцах, по большей части русскоязычном городе, открыли еще один памятник – бюст румынского монарха Фердинанда I, в годы правления которого Бессарабия отошла к Румынии.
В молдавской столице прошла демонстрация унионистов – сторонников объединения Молдовы и Румынии, которые, впрочем, выступали на фоне контрпротеста в поддержку государственности Молдовы.