5 марта 1995 года Гагаузия условно говоря обрела свою нынешнюю территорию. Довольно незаметно, без официальных упоминаний, без каких-либо мероприятий, посвященных юбилею, прошло вчера – 5 марта 2020 года – 25-летие референдума, состоявшегося на территории 5 южных районов Молдовы.

Напомним, что непризнанная самопровозглашенная Гагаузская Республика изначально базировалась на 5 районах юга Молдовы: Комратском, Чадыр-Лунгском, Вулканештском, Тараклийском и Бессарабском.

Территория эта была довольно аморфной, неустойчивой. Внутри находились как села, всецело поддерживающие автономию, так и колеблющиеся, или даже выступающие резко против (как ряд молдавских сел Вулканештского и Комратского районов, например).

С высоты сегодняшних дней понятно, что проводя референдум по «поштучному, персональному» вхождению населенных пунктов в состав признанной в декабре 1994 года гагаузской автономии, власти Молдовы преследовали сугубо эгоистичную цель дать автономию максимально малой территории.

В Кишиневе очень надеялись, что почти никто на референдуме не поддержит вхождения в Гагаузию, и она останется состоять максимум из Комрата с тройкой сел, да Чадыр-Лунги с тройкой сел. Да еще и между ними село Ферапонтьевка с преобладанием украинского населения, так что даже эти два очага автономии не будут цельной территорией!

К счастью, благодаря сильному духу интернационализма в Гагаузской Республике, ее поддержали не только Ферапонтьевка, но и наполовину болгарское Кирсово, смешанные Светлый, Русская Киселия.

Чтобы максимально досадить зарождающейся Гагаузии, Молдова перед референдумом разбивала в клочья цельные населенные пункты и заставляла их пытаться войти в автономию кусками. Авось да где-то сорвётся!

То есть, Кишинев одной рукой давал право, а другой делал всё возможное, чтобы «насолить», не пущать, вставить палки в колеса, создать ущербную, трудно администрируемую лоскутную территориальную единицу!

Никакого государственного подхода, сочувственного отношения, позитива к будущей судьбе автономной Гагаузии со стороны Кишинева не было и в помине!

Эти потуги в ряде мест были сорваны народом, а где-то и увенчались успехом.

Конгазчик, разделенный на Верхний, Нижний и Дудулешты, вошел каким-то чудом всеми тремя «кусками».

А вот в Светлом одна из улиц поселка, названная «селом Новый Кортен» - в состав Гагаузии не вошла! Представьте себе теперь степень их сожаления, всю меру испытываемых теперь жителями этой улицы неудобств, когда они де факто здесь, в пределах Светлого, а юридически относятся к району Тараклия.

Пострадали в какой-то мере и такие села, как Твардица. Это болгарский анклав в сердце Гагаузии. Твардица находится возле Чадыр-Лунги, и очень плотно к ней всегда была привязана! Многие твардичане до сих пор трудятся в Чадыр-Лунге, есть и обратные случаи.

Чтобы попасть по каким-то вопросам в свой райцентр, твардичанам теперь надо проезжать сквозь соседнюю, родную Чадыр-Лунгу, и тащиться аж в Тараклию. Далеко и неудобно. Рейсов автобусов мало, и график их крайне неудобен. Твардичане постоянно на это жалуются, но воз и ныне там.

Пострадало такое молдавское село, как Садык. Оно всегда доброжелательно относилось к Комрату, находится совсем рядом, постоянно ездит в Комрат на рынок, где не только покупают, но и торгуют. Садыкские строители шабашничают в Комрате, его жители постоянно осаждают нашу поликлинику, наших стоматологов, больницу. Многие изловчились прописаться в соседнем гагаузском Конгазчике, чтобы облегчить себе жизнь. Определенный для них властью новый райцентр – крайне неудобен и непривлекателен во всех отношениях. Но поезд ушел!

Трагичная ситуация сложилась с селом Бурлачены. Это главная потеря Гагаузии. В момент проведения референдума, гагаузов там было 52% населения. Казалось бесспорным вхождение данного села в состав автономии. Там наши агитаторы даже не очень активно работали, направляя усилия на более уязвимые направления.

В итоге, село Бурлачены показало недостаточную мобилизацию, не набрало каких-то там процентов и в автономию не попало.

Это был обоюдный шок. Отрезвление в Бурлачены пришло быстро, они трижды потом пытались уговорить Молдову позволить им повторный референдум. Но им не дали.

«Интересной» была ситуация в Вишневке. Этот поселок проголосовал за вхождение в автономию. Но в Кишиневе сказали: «Да вы, гагаузы, оборзели! Вам мало Светлого? Вишневку не отдадим». И подтасовали результаты.

Гагаузы смолчали, потому что им пригрозили не дать и Светлый. А это был важный городок, там функционировал сельскохозяйственный техникум!

Что по итогу? На самом деле для устойчивости Гагаузии нам и самим не надо было слишком уж замахиваться на территории.

Конечно, с точки зрения управления административной единицей, ее цельность имеет важное значение. Сейчас автономия состоит аж из ЧЕТЫРЕХ не связанных друг с другом кусков территории. Это основная территория Комрат - Чадыр-Лунга, отдельный Вулканештский район, и еще отдельно два села-эксклава: Копчак и Карболия…

Но с другой стороны, войди сейчас в Гагаузию весь болгарский Тараклийский район, а также ряд молдавских сел Комратского и Вулканештского районов, гагаузы в Гагаузии вообще имели бы бледный вид!

В нашей нынешней автономии гагаузы составляют порядка 80 процентов населения, но даже это не помогло им отстоять свою гагаузскость, создать национальную школу, утвердить в повседневной жизни родной гагаузский язык.

Чуть поднимешь голос в защиту гагаузского языка, и уже весь оплёван и увешан ярлыками националиста, радикала, сепаратиста и так далее.

В Гагаузии уже функционирует 4 румыноязычных учреждения в сфере образования и НИ ОДНОЙ (!!!!), ни одной за 25 лет существования легальной общепризнанной Гагаузии гагаузской школы! Даже с начальным уровнем образования! Полный ноль!

Гагаузы и сами полностью манкуртизировались и препятствуют созданию условий для возрождения уже почти погибшего гагаузского языка.

Скоро от нашей «гагаузскости» останутся одни «танцульки», да и те – весьма подозрительно не гагаузские, потому что ГДЕ в Гагаузии гагаузские хореографы? Кто их готовит, учит, дает им зеленый свет на трудоустройство? Мы танцуем польские, македонские, иногда русские танцы. Кто поставил на нашей сцене хотя бы ОДИН танец греческих гагаузов, например?

Радует одно: хитрый Кишинев при создании Гагаузии перехитрил самого себя. Они создали "гагаузскую резервацию"!

Да, они хотели дать гагаузам автономию на максимально ужатой и расколотой территории. И это им удалось. Но с другой стороны, не жадничай тогда в 1995 году Кишинев, создай он Гагаузию просто на базе охваченных движением 5 районов, включи он в автономию все эти 5 районов целиком – и вообще бы не было сейчас с гагаузами никаких проблем!

Это у гагаузов в Гагаузии были бы проблемы! Их бы тут полностью затоптали болгары, молдаване и прочие сильные, уже устоявшиеся народы. Мы и так почти не можем удержать за собой руководящие должности, мы и так не можем тут возродить свой язык, а будь гагаузов в Гагаузии процентов 45-55, нам полный конец! Ведь из оставшихся 45-55 процентов гагаузов половина – это только лишь название. Они лишь дискредитируют имя гагаузов. Какие это гагаузы, если они против гагаузского языка?

В контексте референдума 5 марта 1995 года нельзя не упомянуть и еще одну подлость, запущенную Кишиневом сразу в первые же дни создания гагаузской автономии! Это как же надо было ненавидеть гагаузов, как нужно было желать драки между гагаузами и развала их идеи автономизации, чтобы навязать им в первые же дни референдум об «определении столицы автономии»!

У Гагаузской Республики уже была столица! Все властные учреждения находились в Комрате. В Гагаузской Республике ни у кого никогда не возникало сомнений, что Комрат и есть столица.

Комрат был негласной столицей гагаузов все предыдущие 150 лет! И в 1905 году гагаузы провозгласили не какую-то иную, а именно Комратскую Республику.

И вдруг нам вбросили этот провокационный вопрос! Справедливо рассчитывая на то, что по численности населения Комратский и Чадыр-Лунгский районы равны. И сейчас будет драчка!

Так и получилось! Столицей всё же в итоге остался Комрат – так решили в Вулканештском районе, который проголосовал в основном за Комрат. Вулканешты перетянули чашу весов. Но затаенные обиды не заживают и сегодня, спустя четверть века! И чтобы хоть как-то умаслить, задобрить Чадыр-Лунгу, приходится отдавать ей утешительный приз, называя «культурной столицей автономии».

К счастью, это не выдуманный титул, это соответствует реалиям. В Чадыр-Лунге базируется Гагаузский Национальный театр; там же проходят различные именитые фестивали: «Хедерлез» с конными скачками, Фестиваль гагаузский песни, и даже своеобразная «выставка достижений народного хозяйства Гагаузии». Да и много чего другого. Из Чадыр-Лунги родом многие известные музыканты и культурные деятели…

Гагаузия прошла трудный путь становления. Очень болезненный. И этот путь еще не завершен.

Нас постоянно пытались обмануть, ущемить, рассорить с соседями, а также внутри, между собой. Что-то удавалось, что-то не очень. Мы выстояли. Это большая удача.

Я даже думаю, это не столько наша заслуга, сколько просто удача. Гагаузы имеют ряд серьезных отрицательных национальных качеств, которые позволяют их ссорить между собой. Ревность, зависть, местечковость, клановость, вспыльчивость, злопамятность. Спасает только иногда демонстрируемая нами сплоченность, спасает наша способность к мобилизации в трудную минуту.

Только в трудную минуту мы бываем вместе. Как только жизнь налаживается, начинается возня и грызня внутри гагаузского сообщества.

Такое чувство, что гагаузы созданы только для того, чтобы жить в трудностях. При хорошей жизни нация распадается, разлагается.

Как-то жаль, и не понятно как это преодолеть и изменить.

Тем не менее, если мы всё еще живы, если наша автономия всё еще не сломлена, и гагаузский флаг реет над нашими селами и на наших границах, значит есть повод для оптимизма. На этом и остановимся!

Дай Бог нам всем мудрости преодолевать и далее все козни против нас. Потому что козни не заканчиваются – от нас постоянно что-то отщипывают, Гагаузия ВСЕГДА в опасности!

Будем помнить об этом, соплеменники!

И простите мне мою извечную прямоту и искренность. Я ни перед кем не заискиваю, я говорю вам правду. Прислушивайтесь хоть иногда, даже если это вам неприятно, прошу вас…

Дмитрий Попозогло

источник