Процессы, которые на самом деле происходят и в Молдове, гораздо ярче проявляются в Украине, поэтому их здесь стоит изучать.

То, что в Молдове (в направлении «отрыва от России») осуществляется осторожно и завуалировано, в Украине делается явно и нахрапом. Но мы все равно идем вслед за Киевом (о чем говорят и постоянные провокации с высылкой российских гостей из аэропорта Кишинева, и принятый на днях закон по противодействию иностранной – читай, российской - пропаганде на ТВ). Поэтому мы будем тут об Украине говорить. Она для нас нынче, как лакмусовая бумажка - для понимания собственных перспектив.

Наблюдаемое ныне в Молдове неспешное подковёрное копошение так ярко и так явно выражено в Украине отчасти из-за того, что там катализатором всего тлеющего выступил конфликт на Востоке, а отчасти из-за специфического менталитета самой Украины, корнями тянущегося к ее западным областям.

Стоит попутно заметить, что Советский Союз так и не успел «переварить» эти чуждые по духу области, не смог переплавить их в единый котел украинской нации. А теперь происходит обратное: теперь западенцы переплавляют на свой манер Восточную и Южную Украину.

Но в данной статье – не об этом. Здесь поговорим о процессах, которые очень ёмко и лаконично были сформулированы еще в старенькой шутке: «Куплю билеты на трамвай, и назло кондуктору, пойду пешком». И о влиянии подобных процессов на экономику и жизнь людей.

Люди, которые искренне удивляются тому, как нынешняя украинская власть и тамошние «патриотические» круги крушат собственную экономику, не понимают идейной, да и экономической подоплеки происходящих событий.

Все знают, что текущая ситуация в Украине проходит под знаком торговой блокады, которая сначала была запущена как абсолютно нелегальная инициатива отдельных политических групп, а затем переросла в государственную инициативу на уровне решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и президента.

Эта блокада направлена и против собственных «бунтарских» областей – Донецкой и Луганской – и против России. Причем, по обоим направлениям разрыв связей идет исключительно во вред самой Украины, потому что и уголь Донбасса ей нужен, и вся промышленность и инфраструктура Украины слишком повязаны были на совместную деятельность с Россией. Вне этой кооперации, большая часть производств в Украине не имеют никакого смысла.

Разрушение этой кооперации и торгово-экономических связей кажется тем более удивительным, что украинская олигархическая элита давно подмяла под себя весь торгово-промышленный потенциал страны, присвоила его себе, и неплохо это всё доила. Зачем же отказываться от своей дойной коровы? Ведь олигархам по самой их природе не свойственна излишняя политизированность, патриотичность и прочие «глупости», мешающие делать деньги.

Почему же задача «геополитической борьбы с Россией» так важна и так актуальна на данном этапе развития украинской государственности, и почему в нее так втянулись даже идеологически стерильные олигархические круги?

Дело в том, что начиная с 2014 года, в стране произошел развал привычной электоральной системы. Раньше в Украине имелись РАЗНЫЕ избиратели, в том числе и такие, которые составляли противовес национализму в стиле бандеровской «Украинской повстанческой армии» со всеми его неизбежными антироссийскими идеями. Но на данный момент эти сдерживавшие ситуацию группы избирателей для украинского общества в значительной своей части потеряны.

Около 15% подобных избирателей теперь проживают либо в Крыму, либо в Донецке с Луганском. Немалая их часть покинула территорию Украины и переселилась в другие страны, в первую очередь - в Россию.

А еще феноменом стало то, что значительное большинство тех потенциальных избирателей, кто ещё остался, ушли в глубокую «внутреннюю эмиграцию». В знак протеста против случившегося, эти люди просто перестали ходить на выборы и принимать участие в политической жизни страны. Они затаились: отчасти запуганные, отчасти разочарованные тем, что бесполезно ходить на мошеннические выборы, которые всё равно потом «правильно посчитают».

Среди населения в Украине число потенциальных участников политического процесса снижается постоянно! Если в 2015 году, согласно опросам Института социологии Национальной академии наук Украины, принять участие в парламентских выборах потенциально было готово 65% населения, то к лету 2016 года уже только 55%.

Но и это лишь благие намерения во время опроса. Как показывает практика, реальное количество людей, которые действительно придут на выборы, оказывается всегда значительно меньше даже этих цифр.

Важно подчеркнуть, что этот отказ от участия в избирательном процессе наблюдается в первую очередь в регионах, некогда наиболее лояльных по отношению к России.

Можно даже говорить о том, что чем более лоялен регион к России, или чем более оппозиционно он настроен к существующему режиму, тем меньшее число населения согласны участвовать в выборах. И это серьезно искажает политическую ситуацию в стране, дает легитимность активной, мобилизованной, напористой части избирателей, сложенной из 30 процентов пробандеровски настроенных граждан. Эти 30% украинцев и рулят в последние годы Украиной, ломая через колено ее экономику в своём фанатичном антироссийском припадке.

Блокада, затеянная с подачи депутатов партии «Самопомощь», которую возглавляет нынешний мэр Львова Садовый, вполне укладывается в ту логику, что масштабные наступательные военные действия в Донбассе бесперспективны. Теперь в Украине доминирует идея задавить эти области экономически, а также максимально снизить собственную «зависимость» от России, разорвав с ней всякие экономические связи.

Таково на данный момент стратегическое развитие украинского государства, которое все более полно ложится в самые радикальные националистические концепции. Как заявлял и сам Порошенко, это порождает новую ситуацию. И заключается она, увы, в том, что все отрасли, которые хоть как-то связаны еще с Россией и Донбассом, будут продолжать отмирать.

Происходит на самом деле примерно то же, что уже однажды имело место в 90-х, когда Украина потеряла львиную долю машиностроения, электроники и других сложных отраслей, «слишком тесно» связанных со всесоюзной кооперацией. Теперь осталось только добить то, что случайно не погибло тогда.

В новых условиях примитивизация экономики продолжится, что приведет к дальнейшей потере населения: в первую очередь, за счет оттока в другие страны специалистов и трудяг, ставших «лишними» на Родине. Ну, и за счет роста смертности и падения рождаемости, что всегда следует за любым кризисом.

Если данный курс продолжится, то архаичная, аграрная, но очень независимая от «москалей» Украина будет наконец построена. Мало кто понимает, правда, что выбранный путь деградации не позволит ей стабилизироваться и на этом этапе, так что, в конце концов, подобную модель ждет окончательный крах.

Крах модели будет одновременно и крахом страны.

Некоторые политики, приводя страну к такой деградации, ссылаются на «волю народа». Забывая о том, что в нынешних условиях «волю» в Украине разрешено проявлять не всем, а потому она не объективно отражает ситуацию. Все происходит подобно тому, как в 90-х «воля народа» к западной потребительской жизни привела и СССР, и Украину к деградации. Гарантированный труд, бесплатное образование и медицину променяли на джинсы и жвачку. И неожиданно для себя, разрушили до основания собственную промышленность и все привычные устои жизни. Точно так же нынешняя украинская «воля народа» к антироссийским поступкам приводит к дальнейшей деградации уже и так немало деградировавшую постсоветскую Украину.

Противники же этого процесса в Украине, а к ним можно отнести большую часть населения, в основном деморализованы, лишены внятной контр-идеи, да еще и представлены в политическом пространстве абсолютно приспособленческими, трусливыми осколками Партии регионов и подобных им проектов.

Помешать этому процессу простыми увещеваниями и ожиданием некоего прихода к власти «здравых сил» уже невозможно.

Мы бы не стали тратить время на описание этих процессов, если бы в Молдове постоянно не происходило то же самое, просто в менее явной, вялотекущей форме.

Молдова тоже жертвовала периодически и своим рынком сбыта вина в России, который потом так и не удалось в прежних объемах вернуть, и другими взаимовыгодными направлениями торгово-экономического сотрудничества. И точно так же, как Украина, подтянув рваные штаны без ремня выше своего пупка, Молдова периодически опасно задирает Россию. Пытаясь показать свою «волю к независимости».

Это всё обман, потому что волю народа никто в Молдове не изучал, референдумов за геополитический выбор не проводил. А если бы референдум был проведен, результат был бы совсем не тем, какой рисуют в своих грезах захватившие страну олигархи и унионисты. Поэтому никогда и не проведут!

Ситуация в Молдове по развалу экономики (в попытках переключить ее с Востока на Запад), на самом деле даже хуже, чем в Украине - несмотря на ее кажущуюся вялотекучесть и меньшую агрессивность. Да, у нас пока никто не заявляет о «блокаде торговли с Россией». Но у нас есть другое, чего нет в Украине - наши унионисты кричат: «Нам ничего не нужно в Молдове, у нас есть всё в Бухаресте».

И в Молдове, и в Украине рулят непрофессионализм и некомпетентность, прикрываемые или «патриотизмом» - как в Украине, или «унионизмом» и «европейской интеграцией» - как в Молдове.

Итог один – деградация, деиндустриализация, потеря суверенитета. Так сильно хотели независимости от давно знакомых и понятных, ментально близких русских, что попали в полную зависимость от далеких и очень расчетливых американцев, которых мы совсем не знаем, и которым палец в рот не клади, откусят по локоть.

Почему за «право» американцев и румын рулить Молдовой из зданий своих посольств, мы должны были заплатить такую высокую цену – развалить свое производство и прикормить тут исключительно одни лишь иностранные сети супермаркетов, этих агрессивных пылесосов наших кошельков?

Почему зависимость от кого угодно, кроме России, считается у нас «независимостью»? И почему здесь никого и никогда не интересует воля и мнение народа, почему у нас за все годы не было ни одного успешно проведенного, состоявшегося референдума?

Вопросы, вопросы… Ни одного ответа.

Думитру Попа

источник

Думитру Попа