Тот факт, что образование - это мощный инструмент мягкой силы, понимали даже в СССР. В нашей тогда общей стране профессиональную подготовку и идейную закалку прошли десятки и сотни тысяч иностранных государств, преимущественно из развивающихся стран. Многие из них потом становились весьма высокопоставленными должностными лицами, сохраняя теплые чувства относительно СССР и нашей общественно-политической, социальной и образовательной системы.

Да, ранее в нашей общей стране – в СССР – была своя собственная, и очень эффективная образовательная система. Которая тогда вполне могла служить, в том числе, и инструментом мягкой силы, распространения идей и влияния.

Можно еще как-то попытаться понять причины распада великой страны. Но очень трудно понять зачем при этом надо было отказываться от наработанной и отлаженной системы образования?

Как всегда, сыграли свою роль наша падкость на моду, на западные веяния и извечный наш «комплекс неполноценности», ничем не подкрепленная убежденность, что всё западное непременно лучше. Только лишь потому, что у них жвачки и джинсы! А у нас не было…

Изучение западных образовательных программ (типа того же Erasmus), истории их вторжения на постсоветское пространство, их настоящего и будущего, позволяет лучше понять роль стандартов их образовательной системы в установлении специфической политической коммуникации в европейском и евразийском регионах.

Одна из официально заявленных центральных целей европейского «Болонского процесса» - интегрировать, «унифицировать» все европейские стандарты качества в высшем образовании.

Предварительное условие - выработка сравнимых методов и критериев для оценки качества научных исследований и преподавания.

В 1998 г. Совет Европы рекомендовал провести сотрудничество в этой сфере. В результате чего для оценки качества в высшем образовании была учреждена Европейская сеть оценки качества (ENQA).

В первом варианте проекта «Сопоставимые образовательные структуры в Европе» приняли участие 70 европейских университетов. Были выработаны критерии для сравнения итоговых структур по 7 предметам (бизнес, образование, геология, история, математика, химия и физика).

В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса, которые способствовали успеху всей идеи, были приняты следующие:
- введение двухциклового обучения (система, базирующаяся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);
- введение кредитной системы (создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней);
- контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);
- расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);
- обеспечение трудоустройства выпускников;
- обеспечение привлекательности европейской системы образования.

На последний пункт стоит особо обратить внимание. Наша отечественная, советская система образования была достаточно эффективной, но у нас никогда не было серьезных умений в области рекламы своих наработок. Мы не смогли доказать привлекательность собственной системы образования, не пытались ее распространить на ту же Европу. Напротив, выкинув всё родное, взяли за основу чужие наработки и программы.

Болонский процесс характеризуется следующими принципами развития:
- автономия вузов с ответственностью перед государством и обществом;

- ответственность образовательного процесса перед обществом;
- неразрывность связи высшего образования и научных исследований;
- организация диверсификации (установление соответствия) кредитной системы, степеней и критериев качества.

На встрече 19 мая 2001 г. в Праге министры образования стран, подписавших Болонскую декларацию, подтвердили свои обязательства по учреждению единой зоны Европейского высшего образования к 2010 г.

Так на континенте образовалась, фактически, монополия на «правильную систему образования».

Принципы западного образовательного процесса в своих формулировках кажутся красивыми и безукоризненными. Но разве наши собственные принципы были менее благородны, хуже смотрелись бы, будь они сейчас изложены вот так же на бумаге?

Можно даже смело утверждать, что наша система была более гуманной и носила более приближенный к народу характер. Наша образовательная система была нацелена не только на получение сухих знаний, но и на духовное воспитание, с конечной идеей о зарождении Нового Человека: с моральным кодексом поведения. Наша образовательная система была почти миссионерством! Но мы умудрились провалить эту миссию…

На месте развалившегося СССР возник целый ряд государств, провозгласивших свою политическую независимость и государственный суверенитет. Но теснейшие связи между разными регионами, сложившиеся за время их нахождения в составе Российской империи, а затем Советского Союза, невозможно было полностью и внезапно разорвать.

В декабре 1991 г. руководители одиннадцати постсоветских республик подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Оно явилось самым крупным в мире после Европейского Союза (ЕС) сообществом государств с населением свыше 280 млн. человек.

Начало не предвещало никаких особых проблем. Однако на волне эйфории от внезапно упавшей на голову независимости, политический истеблишмент и определенную часть "титульной" интеллигенции новых государств охватила лихорадка национального самоутверждения. Она сопровождалась проявлением антироссийских настроений, стремлением дистанцироваться от России. В связи с этим, стало отвергаться всё прошлое, «устаревшее». Готовы были менять понятное и уже прижившееся даже на худшее, но «новое», а главное, чтобы с Запада навеянное!

Помимо отказа от старых стандартов в образовании, во всех республиках СНГ наблюдалось значительное сокращение числа русскоязычных школ - вопреки даже желанию самих детей и их родителей. Зато возрастала роль английского языка.

В целом, во всем возобладали англо-саксонские веяния и истины.

Моральное давление непререкаемых западных стандартов, стремление поучаствовать в пропагандируемых и финансируемых с запада различных образовательных проектов, в конечном счете, приводит к формированию и нового образа мышления у податливого на влияние молодого поколения.

Достаточно печально, но под эти процессы «легли» не только небольшие и слабые страны из числа мелких осколков СССР, но и сама Россия. Школа и университеты даже в России сейчас взращивают молодых людей, склонных к пренебрежительному отношению к прошлому своей страны, к непомерному пиетету перед западной культурой, хотя она явно свернула в последнее время куда-то не туда. Здравомыслящие люди уже встрепенулись и видят опасность, но они пока не у руля принятия решений!

Фактически во всех странах бывшего СССР внедрена система, направленная на подготовку на средства самих же этих стран (!) высокопоставленных лоббистов политических и экономических интересов Запада и англосаксонского мира – если смотреть более узко и точно.

Англосаксонский мир уже представляет себе определенную угрозу даже для таких великих культур, как французская или германская. Что уж говорить об устойчивости перед давлением таких стран, как Молдова, Украина и так далее. И Россия, к сожалению, в этом же числе, несмотря на то, что русская культура и русские образование с наукой всегда были в числе особенных на планете.

Именно это обстоятельство является самым удивительным. Если ранее - в рамках войны за умы и сердца – производилась дорогостоящая «штучная» подготовка кадров, то есть в ведущие страны мира приглашались на учебу иностранцы (зачастую на учебу бесплатную или весьма льготную), то теперь это уже не главный способ и инструмент! Теперь наши страны сами, за свой счет, своими кадрами готовят по чужим программам и лекалам будущих специалистов с проанглийским, проамериканским, прозападным в широком смысле мировосприятием и предпочтениями.

Промолдавских, прорусских уже практически никто не готовит! Такой подход, это начало будущего великого и бесповоротного поражения, если процесс не осознать и не откорректировать…