Председатель Гагаузской общины Республики Молдова Николай Терзи обратился с открытым письмом к митрополиту Кишиневскому Владимиру и общественности с предложением канонизировать гагаузского просветителя проторея Михаила Михайловича Чакира (1861-1938).

Обращение было опубликовано на его странице в фейсбуке.

Сразу надо сказать, что я поддерживаю эту идею и ранее неоднократно писал об этом. Но давайте разберем несколько вопросов, связанных с этим предложением. Канонизация или причисление к лику святых - это педагогическое явление в жизни Церкви. Когда кого-то канонизируют, его признают образцом для подражания. В этом смысле для гагаузского общества в целом и православных христиан Михаил Чакир уже является таким образцом. Все признают его просветительские труды, ему ставят памятники, о нем пишут книги, слагают песни, ему посвящают стихи, его именем называют улицы и учреждения. Но церковные руководители пока не спешат его прославлять как святого.

Для того, чтобы церковные начальники захотели это сделать, одних обращений недостаточно, пусть даже эти обращения подписывают все башканы, бывшие в истории Гагаузии. Часто мотивом для канонизации святых является народное почитание, когда к могиле некого подвижника идут тысячи людей. Некоторые из них говорят о чудесных явлениях, видениях и исцелениях, которые быстро распространяются в народе и привлекают еще большее количество людей. Ничего такого с могилой нашего просветителя не просходит. И слава Богу! Потому что смекалистые предприниматели, почуяв спрос, получают доступ к могиле этого человека или эксклюзивные права на его останки. А дальше начинается торовля: земля с могилки, иконки, цветочки, масло, какие-то предметы культа и прочия и прочия.

Когда человека объявляют святым, то есть канонизируют, в большинстве случаев вскрывают его могилу и тело эксгумируют, по-церковному это называется обретением мощей святого. Как правило останки, которые и являются мощами, представляют собой кости, в редких случаях мощи бывают нетленными, то есть с плотью и кожей. Мощи омывают и переносят в храм, положив в раку, специально украшенный ковчег или гроб, для всеобщего поклонения.

Хорошо, если мощи остаются целыми и хранятся в одном месте. Но часто их начинают дробить на мелкие части, которые либо дарят, либо продают. В интернете можно найти целые ресурсы, через которые можно купить мощи разных святых. Эта традиция продажи реликвий хорошо практиковалась в средневековых христианских обществах, и не только продажи, но и их подделки. Маленькие частицы мощей вкладывают в иконы, или в мощевики, в которых собирают такие же частицы мощей разных святых. Их дарят монастырям, храмам, епископам или священникам. Некоторые миряне тоже любят собирать такие святыни и хранить из дома.

Держатель такой святыни, будь то физическое лицо, или организация, может устраивать паломнические туры со святынями. Это когда не паломники идут к святыне, а святыня идет к паломникам. В города и села привозят иконы, мощи и другие культовые предметы для поклонения. И параллельно с этим решают еще одну задачу - сбор пожертвований.

Зная, что все это происходит в нашей родной Православной Церкви, мне меньше всего хотелось бы такой учести для нашего апостола и просветителя. Кто из вас согласился бы, чтобы останки ваших родных эксгумировали и потом, разделив на части, везли по разным городам и странам?

Причисление к лику святых можно сделать без эксгумации мощей. Более того, есть святые, места захоронения которых неизвестны. В прошлом столетии многие новомученики в СССР расстреливались в общих ямах, но для Церкви они святые, образцы для подражания, но их мощей вы нигде не найдете.

Второй мотив, по которому кого-то причисляют к лику святых, - идеологический. Когда идеи канонизируемого человека надо актуализировать и внести в широкие народные массы. Не думаю, что церковные начальники в Молдове горят идеей просвещения гагаузов и продолжения его дела. Но кто знает, вдруг они решат меня удивить?

Виктор Копущу